Как закрыть ООО с 1 учредителем [2023]

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как закрыть ООО с 1 учредителем [2023]». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?

Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.

Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.

Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?

Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).

Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.

Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).

Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.

Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?

Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.

Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.

Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.

Читайте также:  Кто подписывает справку с места работы Генеральному директору?

В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.

Шаг 4. Уведомите кредиторов ООО

Нужно письменно сообщить кредиторам, что ООО ликвидируется. В данном сообщение нужно прописать, каким образом и в какие сроки они могут выставить претензии и требования. В целом срок должен составлять не менее двух месяцев.

К оформлению уведомления кредиторов каких-либо особых требований нет. Однако у ООО должны остаться доказательства, что кредиторы действительно уведомлены. Например, это могут быть заказные письма с уведомлением о вручении. Если документы отправляли с курьером, то это может быть подпись лица, который получил корреспонденцию.

Шаг 7. Подайте в налоговую промежуточный ликвидационный баланс

Данный баланс нужно составлять через два месяца после публикации извещения в « Вестнике». То есть когда истек срок предъявления требований со стороны кредиторов.

Отдельных требований к ликвидационному балансу нет, но рекомендуется его составлять по тем же правилам, что и обычный бухгалтерский баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит:

  • сведения об имуществе организации;

  • данные о требованиях кредиторов;

  • информацию о требованиях, удовлетворенных по решению суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении времени, отведенного кредиторам для предъявления своих требований (п. 2 ст. 63 ГК РФ), ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. В реестр непогашенных задолженностей включают и требование налоговиков выплатить недоимки и пени, если таковые, конечно, имеются. Но если налоговики решили провести выездную проверку компании, то ликвидационный баланс нельзя составить до ее окончания и вступления в силу решения о проверке.

Кроме перечня требований, предъявленных кредиторами, баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия. Нужно учитывать, что спорная кредиторская задолженность (размер и факт ее наличия) не включается в промежуточный баланс (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 18558/13, письма ФНС России от 30.03.2017 № ГД-4-14/5914@ и от 10.10.2016 № ГД-4-14/19159@).

формирования промежуточного ликвидационного баланса – дать полное достоверное представление о финансовом положении компании и ее способности рассчитаться с кредиторами. Поэтому перед тем как приступить к подведению завершающих итогов экономической деятельности ООО, проводят инвентаризацию. Если окажется, что имеющихся средств и имущества недостаточно, чтобы рассчитаться с долгами, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (п. 4. ст. 63 ГК РФ). В случае, когда компания может удовлетворить требования кредиторов, председатель комиссии представляет в ИФНС уведомление по форме № P15001, прилагает к нему сам баланс.

Какими фирмами интересуется налоговая

ФНС не проверяет организации с малыми оборотами, не имеющие долгов, а также с нулевыми отчетами. Инспекции в этом плане интересны фирмы, по которым есть информация об уходе от уплаты. Например, способом разделения бизнеса на несколько мелких фирм. Также ИФНС контролирует ООО, которые замечены в недобосовестном отчислении взносов в ФСС.

Подозрение вызывают организации, у которых есть долг перед государственным бюджетом или ранее были разрывы. Поэтому перед началом добровольного закрытия бизнеса нужно проанализировать, готова ли фирма сразу погасить бюджетные задолженности. Срок для выполнения данного обязательства начинает отсчет с даты принятия решения учредителями.

Налоговая инспекция инициирует проверку тех компаний, которые подпадают под определенные критерии. На практике наиболее часто встречаются следующие:

  • Разрыв по налогу на добавленную стоимость. Сделки по нему проверяет автоматизированная система. Если выявлены нестыковки, то это вызовет сомнения у инспектора. Он запросит разъяснение или декларацию с уточнениями.
  • Большие суммы возмещения по НДС за последние 3 года.
  • Нагрузка по налогам и сборам значительно ниже, чем в среднем по отрасли. Она рассчитывается как частное, полученное делением суммы налогов на размер выручки, и помноженное на 100.
  • Слишком низкая нагрузка по страховым взносам. Расчет аналогичен налоговой нагрузке.
  • Фирма несколько приближалась к максимальным лимитам спецрежима.
  • Рентабельность ниже на 10% и более по сравнению со средним отраслевым показателем.
  • Убытки за несколько периодов в отчетах. Бизнес ничего не смог заработать, но продолжал вести свою деятельность.
  • Компания отказывается направлять разъяснения по требованию налоговой инспекции. Например, ИФНС запрашивает объяснение по вычету НДС, а организация никак на это не реагирует.
  • Неоднократное снятие с учета в одной ИФНС и переход на регистрацию в другую.
  • Расходы увеличивались, а доходы падали. Это вызовет подозрение, что расходы проводились фиктивно для уменьшения налогов.
  • Участие в цепочке однодневных фирм для вывода денег и уклонения от налогов. Инспекция может заподозрить, что ООО заключало сделки только на бумаге. А фактически услуги не оказывала и товары не закупала.
  • Соглашение с подозрительным партнером. ФНС насторожит, если компания работает с организацией без штата сотрудников, офиса и складских помещений.
  • Наличие кредитных займов от взаимозависимого предприятия.
  • Проведение сделок с иностранными организациями. Например, займов, выплаты роялти и дивидендов, купли-продажи ценных бумаг.
Читайте также:  Кто может пользоваться льготами ветерана труда?

Что означают эти изменения? С кого будет взыскана задолженность?

Как всегда — с контролирующих должника лиц, указанных в части 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса (закон №488 ссылается на эту часть):

  • учредителей;
  • директора;
  • членов совета директоров;
  • управляющего;
  • управляющей компании;

Принципы выездной налоговой проверки при ликвидации

К основным принципам выездной налоговой проверки можно отнести следующие:

Основные принципы налоговой проверки при ликвидации Что подразумевает
Независимость Контролирующие органы никак не зависят от проверяемой компании. Ход контролирующих мероприятий не зависит от стороннего влияния.
Планомерность Все мероприятия контроля осуществляются по тщательно подготовленному графику и плану, в соответствии с которым определяется перечень подлежащих проверке документов, а также соответствие возможностей проверяющих и периода времени, выделенного на проверку.
Объективность, достоверность Все нарушения, выявленные при проверке, должны быть зарегистрированы и иметь документальное подтверждение.
Документальное оформление результата проверки Ход проводимой проверки должен быть зафиксирован в специальных документах. Это будет являться гарантией соблюдения прав и интересов проверяемой компании.
Взаимодействие с иными государственными органами Такое взаимодействие необходимо для того, чтобы у контролирующих органов была возможность привлечения компании к ответственности (к примеру, при возбуждении уголовного дела в случае обнаружения факта совершения преступления)

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

ликвидация юрлица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

ликвидация юрлица по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Удовлетворение требований кредиторов

1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

Общие сведения о выездной проверке при ликвидации ООО

Если участниками принято решение о ликвидации компании, они обязаны уведомить об этом орган регистрации, то есть ИФСН, направив в инспекцию форму Р15001. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней с момента принятия собранием участников соответствующего решения.

Как только регистрирующий орган получит указанное выше уведомление, он внесет в госреестр запись о том, что общество находится в процессе прекращения своей деятельности и назначит налоговую ревизию.

Читайте также:  На Дону появятся три новые меры поддержки мобилизованных граждан и их семей

Сразу отметим, что она является обязательной, если решение о ликвидации принято собственниками в добровольном порядке.

Проверка осуществляется в выездной форме, то есть по месту нахождения общества, однако в ситуациях, если собственники не могут обеспечить инспекторов подходящими условиями для проведения ревизии, тогда возможен вариант проведения ее в помещении инспекции при условии предоставления ей всех необходимых документов.

Задачей такого мероприятия является контроль правильности исчисления налогов, своевременности и полноты их уплаты, а также выявление фактов нарушения требований законодательства в сфере налогообложения.

В ходе контроля ответственные лица наделяются широким кругом полномочий.

В частности, они могут:

  • запрашивать у собственников все интересующие документы;
  • проводить инвентаризацию активов и пассивов, материальных ценностей;
  • осматривать помещения и территорию;
  • изымать документы и материальные ценности;
  • опрашивать свидетелей и брать пояснения у любых физлиц, которые могут предоставить необходимые сведения о деятельности предприятия;
  • привлекать экспертов.

По завершении контролирующий орган в лице проверяющего составляет уведомление об окончании инспекции, после чего у ответственных лиц имеется два месяца для оформления соответствующего акта. В данном документе должны быть указаны выявленные в ходе ревизии нарушения или содержаться информация об их отсутствии.

Если нарушения установлены, они должны быть описаны с опорой на документальные подтверждения и содержать ссылки на законодательные нормы, обосновывающие факт нарушений. В этом же случае в акте должны присутствовать рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Акт, оформленный и подписанный отвественным лицом, передается для ознакомления и подписания руководителю ООО. При несогласии предприятия с изложенными в нем выводами, общество в пятнадцатидневный срок с момента получения акта может подать на него свои письменные возражения.

В каких случаях назначают проверку

Любой владелец закрываемого бизнеса обязан уведомить ФНС о грядущей ликвидации. Орган власти, в свою очередь, примет решение о необходимости проведения проверки или отсутствии такой необходимости. При решении вопроса налоговики будут руководствоваться несколькими факторами:

  • Имеющиеся сведения о деятельности закрываемого ООО. Если у предприятия никогда не было проблем с уплатой налогов: бизнес не срывал сроки взносов, не накапливал долги, не пытался уклониться от взыскания, не получал штрафных санкций и пеней, то проверка может не назначаться. Если же предприятие было проблемным для налоговиков, то ревизию могут назначить, даже если предыдущая проверка проводилась всего пару месяцев назад.
  • Дата предыдущей проверки. Налоговой службе не нужна лишняя работа: сотрудники не станут проверять ответственное предприятие после закрытия, если за пару месяцев до ликвидации на нем уже была ревизия. Опять же это не касается проблемных ООО.
  • Внутренние регламенты налоговой службы. С этим пунктом никогда не угадаешь: сотрудники ведомства иногда руководствуются весьма странными установками, о которых не знают простые смертные. Разнарядки могут быть самые разнообразные и порой очень странные: обязательно проверить все предприятия, торгующие картошкой, или организовать ревизию всех бизнесов, чьи владельцы занимаются рукоделием. Мы, конечно, утрируем, но иногда налоговая служба ведет и впрямь абсурдную деятельность.

Причины проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица

Согласно п. 11 ст. 89 НК выездная проверка проводится налоговыми органами при реорганизации или же ликвидации налогоплательщика. При этом неважно, когда и по каким налогам осуществлялась прошлая проверка. Охватываемый период не может превышать трех предшествующих лет.

Процесс ликвидации предусматривает такие обязательные этапы как – подачу документов на закрытие, расчеты с контрагентами и государством в части налогов и сборов, составление форм промежуточного и ликвидационного баланса и пр. На основании представленных данных сотрудники ИФНС выносят решение проводить проверку на предмет получения более детальной информации о положении дел в компании или нет. Практика показала, что закрыть ООО без налоговой проверки можно, если:

  • По каким-либо причинам в организации не велись финансово-хозяйственные операции.
  • Не было движения по расчетным счетам/в кассе.
  • Не образовалось недоимки по налоговым платежам.
  • Не накопилось кредиторских и дебиторских долгов.
  • Сдается нулевая отчетность.
  • В компании один учредитель.

После того, как опубликованный в «Вестнике» срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек (не менее 2 месяцев) необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс.

Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).

Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *